Самая маленькая и самая старейшая в мире армия - Швейцарская гвардия Ватикана (Guardia Svizzera Pontificia). Основанная в 1506 году, она состоит всего из 100 с небольшим гвардейцев! Их храбростью, выдержкой и преданностью на протяжении пяти веков восхищались правители разных стран. Ее основная задача - защита понтифика и его резиденции...
Вот мы и подошли к самому маленькому государств в мире - Государство Град Ватикан (Stato della Citta del Vaticano).
Ватикан расположен на Ватиканском холме в северо-западной части Рима, в нескольких сотнях метров от Тибрa. Общая длина государственной границы, проходящей только по территории Италии, составляет 3,2 километра. Ватикан включает в себя площадь и собор Св. Петра, дворцовые постройки с музеями и библиотеками, сады и прочие административные здания. Вне своих стен Ватикан владеет также рядом церквей, зданий и летней резиденцией папы — замком Гандольфо.
В своем нынешнем виде возник в 1929 г., когда после заключения Латеранских договоров между Пием XI и правительством Муссолини папское государство было восстановлено в виде суверенного государства — города Ватикан.
Я специально выделил фразу «самому маленькому» так как есть мнение, что самое маленькое государство - это Суверенный Мальтийский орден, а не Ватикан, площадью всего лишь 0,44 км². Сегодняшняя территория Мальтийского ордена — всего Мальтийский дворец и Вилла Мальта в Риме и форт Сант-Анджело на Мальте, и общая площадь 0,012 км².
Но, несмотря на то, что Италия, на территории которой он расположен, признает орден государством, Мальтийский орден является не государством, а государствоподобным образованием!
Площадь Святого Петра (Piazza San Pietro)
Эта грандиозная площадь всеми признана как архитектурный шедевр! Была оформлена Бернини по поручению папы Александра VII Киджи в 1655-67 годах. Она окружена с двух сторон полукруглыми колоннадами.
Гигантские колонны, а всего их 284, увенчаны 96 статуями святых и мучеников. Статуи Иисуса, Ионна Крестителя и 11 апостолов украшают фасад собора Святого Петра. В центре площади находится египетский обелиск и два фонтана.
На половине пути между обелиском и каждым фонтаном находятся каменные диски с надписью «Centro del Colonnato». Встав на один из них, можно увидеть как четыре ряда колонн воспринимаются как одна!
Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro)
Собор Св. Петра до 1990 года являлся самым большим христианским храмом в мире! В 1990 г. его превзошел собор Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Кот-д’Ивуар (бывший Берег Слоновой Кости), построенный по образцу этого собора. Хоть Нотр-Дам-де-ла-Пэ превосходит его по площади и по высоте, но собор Святого Петра спроектирован так, что может вместить в три раза больше прихожан.
Рождение собора Святого Петра было медленным и мучительным! В начале IV в. император Константин возвел на месте захоронения св. Петра первую базилику, которую папа Сильвестр I освятил в 326 г.н.э. В XIV в. папский престол возвращается из Авиньона в Рим и принимает решение снести, находящуюся на грани разрушения, старую церковь и возвести новую базилику. И только через 1300 лет, 18 ноября 1626 года, свои двери открыл новый собор Святого Петра! Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве базилики (Донато Браманте, Рафаэль, Бальдассаре Перуцци, Антонио да Сангалло, Микеланджело, Карло Мадерно).
Общая длина базилики вместе с вестибюлем составляет 212 м, диаметр купола 42 м и высота собора до вершины креста 136 м. Высота фасада составляет 45 м, а ширина — 110 м.
Купол Собора
Но прежде чем зайти в сам собор, мы решили сначала подняться на смотровую площадку над куполом, над которым, кстати, работал Микеланджело. Сам подъем состоит из двух этапов: подъем на лифте к основанию купола и далее пешком по узкому коридору в самом куполе. В связи с тем, что лифт вмещает не так много народу, очередь заняла 30 минут. Пока в ней толкались пофотали.
И вот мы наконец поднялись на лифте к основанию купола!
Чтобы подняться на смотровую площадку, нужно было зайти внутрь купола и пройти по его основанию до коридора ведущего на нее. На фотографиях купол изнутри, мозаика стен.
Вот по такому коридору пешком наверх :))) Этот коридор не для тех, кто страдает клаустрофобией и на нем нельзя передумать на полпути! Так как движение наверх одностороннее. Спуск осуществляется по другому такому же коридору.
Хочу сказать, что в Риме не строят здания выше собора Св. Петра, поэтому его купол это отличная смотровая площадка! Весь город как на ладони, красотааа!
Внутри Собора
Спустившись с купола мы пошли осматривать сам собор. Внутри собор поражает своими размерами и богатством оформления! Свод центрального нефа поднят на высоту 46 м.
Статуя св. Петра. Находится над его могилой. К нему очередь, и каждый проходящий дотрагивается до нее, моля о чем-то своем.
В центре находится папский алтарь, увенчанный балдахином работы Бернини. Этот великолепный шатер из позолоченной бронзы поддерживается витыми колоннами.
«Престол святого Петра во славе» - работа Бернини. Великолепный памятник барокко, включающий папский трон IX., который как думали ранее, был троном самого Петра. Голубь в окне вверху, парящий в солнечных лучах в окружении ангелов, является символом Святого Духа.
Мраморная «Пьета». Это единственное произведение Микеланджело, подписанное им! В своей практике он почти не подписывал свои работы. Находится за прозрачным пуленепробиваемым стеклом, которое защищает ее от нападения. Такие попытки уже были.
Внутри собора масса статуй, алтарей, надгробий и множество замечательных произведений искусства.
Музеи Ватикана (Vatican Museums)
Осмотрев собор св. Петра мы решили посетить музеи Ватикана. «Убить двух зайцев» за один день, так как Ватикан была сама дальняя точка от нашего отеля.
Музеи Ватикана являются одним из самых больших музейных комплексов в мире и представлявляют собой крупнейшую сокровищницу произведений искусств. В галереях и внутренних двориках собраны шедевры живописи, скульптуры и других видов искусства. Многие из них – это фрески, специально написанные на внутренних стенах дворцов. Среди сокровищ Ватикана выделяются фрески в Сикстинской капелле, написанные Микеланджело в 1508–1512 годах по заказу папы Юлия II. Основной нашей целью — было, как раз, посетить Сикстинскую капеллу, так как мы уже немного подустали и не планировали тщательно осматривать все залы музеев. Но войдя в них, мы поняли, отделаться быстро не получится :) Маршрут в музеях построен так, что Сикстинская капелла находится почти в его конце.
Двор Пинии
Переводится на русский язык как двор сосновой шишки. Двор не зря носит такое название — его возглавляет скульптура гигантской сосновой шишки.
Так же на этом дворе установлена скульптура «Земной шар». Приобретён для коллекции достопримечательностей Ватикана при папе Иоанне Павле II. Диаметр шара составляет 4 метра.
Музей Пия-Климента
Один из музеев Ватикана во дворце Бельведер. Музей основан по поручению папы Климента XIV (1769—1774 года) и Пия VI (1775—1799 года) с целью хранения известных греческих и римских произведений искусства.
Галерея бюстов (Музей Пия-Климента)
В Галерее бюстов размещается собрание фресок эпохи Ренессанса, более ста бюстов античных богов и богинь, римских патрициев и простых граждан.
Внутренний дворик (Музей Пия-Климента)
Зал животных (Музей Пия-Климента)
В Зале животных находится самое богатое в мире собрание античных скульптур, изображающих различных животных (около 150 статуй) из цветного и белого мрамора и алебастра.
Зал муз (Музей Пия-Климента)
Его украшают шестнадцать колонн из мрамора. В Зале муз находятся мраморные статуи Аполлона и девяти муз (копии с греческих бронзовых оригиналов). В центре зала находится Бельведерский торс (I в. до н. э.). Возможно это изображение Геракла, сидящего на звериной шкуре, или Полифема, Филоктета, Марсия или Аякса.
Зал Ротонда (Музей Пия-Климента)
В Круглом зале купол, как в Пантеоне. В центре зала находится огромная монолитная порфировая чаша (13 м в периметре) из Золотого дома императора Нерона. В нишах зала установлены 18 статуй и бюстов римских и греческих богов и героев. Пол украшает римская мозаика, изображающая битву греков с кентаврами, тритонами и нереидами (III век).
Зал греческого креста (Музей Пия-Климента)
В Зале греческого креста находятся порфировые саркофаги Констанции (из мавзолея Констанции, 350—360 года) и Елены (из мавзолея Елены, IV век), дочери и матери императора Константина. Первый украшен рельефом с изображением амуров, собирающих виноград. На втором изображены римские всадники, торжествующие над варварами. Предположительно саркофаг предназначался для самого императора Константина! Здесь имеется несколько превосходных римских мозаик из Тускула, в том числе одна, изображающая фазу Луны (II в. н.э.).
Галерея канделябров
Галерея, длиной 80 м и разделенная колоннами на 6 секций из разноцветного мрамора. Названа так по хранящимся в ней мраморным канделябрам. Галерея наполнена статуями, фрагментами древних фресок, саркофагами и вазами.
Галерея гобеленов
В галерее выставлены 10 гобеленов работы учеников Рафаэля. Сюжеты все на библейскую тематику, сделаны так искусно, что не сразу понимаешь, что это - не живопись, а вытканная картина. Этот зал довольно темный, так как все окна зашторены, и плюс ко всему народу тьма, поэтому толком сфотографировать не удалось. Даю общий план и вот такие указатели на маршруте.
Галерея географических карт
Галерея представляет собой коридор длиной 120 м и шириной 6 м. Она расписана 40 географическими картами с изображением бывших владений Католической церкви и важнейших регионов Италии в эпоху папы Григория XIII. Потолок просто шедевр! Украшен изображениями из жизни апостолов.
Папские апартаменты
Апартаменты папы Пия V украшены гобеленами и фресками.
Зал Собеского
Декорировал польский художник, который представил победу польского короля Яна Собеского над турками в 1683 г. у стен Вены.
Зал непорочного зачатия
На фресках представлено, как в 1854 г. папа Пий IX провозглашает догмат о непорочном зачатии Девы Марии.
Станцы Рафаэля
Вот мы подошли к одной из жемчужин музеев Ватикана — Станцы Рафаэля. Четыре комнаты, расположенные над апартаментами Борджиа, были расписаны великим Рафаэлем и его учениками по заказу папы Юлия II.
Станца Константина (Станцы Рафаэля)
Стены этой комнаты были расписаны учениками Рафаэля. Роспись была закончена после его смерти в 1524 году, и возможно, Рафаэль делал только предварительные эскизы. Основная тема иконографии этой комнаты заключается в восхвалении церкви, ее торжеством над язычеством. События, изображенные на фресках, произошли во времена императора Константина – первого христианского императора Римской империи.
Станца д'Элиодора (Станцы Рафаэля)
Целиком была расписана Рафаэлем в период с 1512 по 1514 гг. Фреска «Изгнание Элиодора», по которой станца получила своё название, рассказывает о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который он хотел разграбить. Сам папа Юлий II изображен на этой фреске слева, сидящим в белом одеянии и красной накидке.
Станца делла Сеньятура (Станцы Рафаэля)
Первая комната из расписанных Рафаэлем (1508-1511гг.). Ранее была библиотекой и рабочим кабинетом Юлия. Комната знаменита тем, что в ней располагаются две наиболее знаменитые фрески Рафаэля: «Диспут» или «Спор о таинстве причастия» и «Афинская школа».
На фреске «Диспут» изображен Иисус с Девой Марией и Иоанном Крестителем, стоящие в центре, а по бокам - фигуры из Ветхого и Нового Завета (святые и апостолы). Ниже, у алтаря, расположились Отцы Церкви, свяые и ученые.
На фреске «Афинская школа» Рафаэль с явным наслаждением запечатлел здесь многих своих современников и себя в том числе! В центре изображены греческие философы Платон и Аристотель (в красном и синим плаще), ведущие оживленный спор об истине. На переднем плане в образе Гераклита - Микеланджело, в задумчивости внимающих окружающих. Голова его опирается на левую руку. Диоген, лежащий на ступенях лестницы. Пифагор, склонившейся над книгой в левом углу в окружении учеников. В образе Эвклида, с циркулем в руках, предстает великий архитектор Браманте (один из архитекторов собора Св.Петра). За его спиной, с земным шаром и небесной сферой, Птолемей и Зороастр, которые разговаривают с двумя юношами. Юноша в белых одеяниях – Протоген, античный греческий художник. А вот юноша в темном берете, ни кто иной, как сам Рафаэль!
Станца дель Инчендио ди Борго (Станцы Рафаэля)
Раньше комната была столовой. Она расписана в 1514-1517 гг. учениками Рафаэля. Наиболее известная фреска «Пожар в Борго» (откуда и название), посвящена чуду, произошедшему в 847 г., когда папа Лев IV погасил пожар в районе Борго одним лишь крестным знамением.
Также в этой комнате находяться фрески «Коронация Карла Великого» «Битва при Остии» (сражение 849 года между войсками папы Льва IV и Сарацинов).
Капелла Урбана VIII
Сикстинская капелла (Sistine Chapel)
И вот наконец «галопом по Европам», через два часа, пропуская некоторые музеи, мы достигли цели! Высочайшего образца искусства эпохи Ренессанса — Сикстинской капеллы! Шедевр росписи величайшего Микеланджело. Место проведения конклавов (выбор нового папы) и других официальных мероприятий Ватикана.
В ней представлены сцены из библейской Книги Бытия от сотворения человека до его грехопадения. Они размещены в прямоугольных и треугольных ячейках, «поддерживаемых» рисованными пьедесталами и другими архитектурными элементами. Сотни монументальных фигур изображены в поразительном разнообразии движений и поз. Столь же глубокое впечатление производит фреска Страшный суд, завершенная Микеланджело в 1541. Она занимает всю алтарную стену. В отличие от красочных фресок на потолке, посвященных сюжетам Ветхого Завета, Страшный суд передает трагическую картину конца света.
В Сикстинской капелле представлены также другие замечательные произведения эпохи раннего Возрождения, созданные Перуджино, Боттичелли, Синьорелли, Гирландайо, Пинтуриккио и Козимо Розелли.
К сожалению, в капелле запрещена видео и фотосъемка, но я не мог вас оставить без просмотра сего чуда живописи и поэтому даю ссылку на официальный сайт Ватикана, где ее можно осмотреть в 3D формате.
Смотреть Сикстинскую капеллу (3D просмотр)
Осмотрев капеллу, удовлетворенные мы пошли на выход. И под впечатлениями от нее мы, к сожалению, не запомнили через какие залы музеев шли :( Поэтому просто даю фотки.
Ны выход мы спускались по монументальной спиральной лестнице Джузеппе Момо.
По итогу проведенного дня в Ватикане я хочу сказать, что он нас поразил своей архитектурой и роскошью.
продолжение следует…
Комментарии к заметке
20:44 09.07.12 - foxter Да! по сути, Ватикан - огромный музей! смотришь на это все даже на фотка и понимаешь - человек может многое, если есть мотивация... религия - мощная мотивация! а сколько еще шедевров, написанных-выточенных-изваянных посвященных религиозной тематике, хранятся в других городах, в других музеях...
Вов, ты гений! тебе пора уже давно за перо (ноут тоже сойдет) и писать романы!!!
Спасибо тебе, дружище!!!
20:53 09.07.12 - Wov "Бюджет Ватикана составляет 310 миллионов долларов США." (взято с википедии) О как!
Нуууу, насчет написания романов незнаю )))))) И кстати о романах, прочитанный роман "Ангелы и демоны" Дена Брауна, автор "Код да Винчи", очень помог в познании Рима :)
08:36 12.07.12 - GERMAN Круто.... !!!!! супер ! теперь я понял какой собор (Петра) у меня жена увидеть мечатала ))) ... гвардейцы Ватикана прикололи своей яркой одежкой )))))))))) - чтобы в них не промахнуться из ружья с 500 метров поярче выбрали ))) Юлькина фотка с псом - лучшая !!! просто клевая ) Вобщем молодцы ! Завидуем белой завистью ))) надо будет тоже съездить, стать полностью "культурным туристом " .
08:39 12.07.12 - GERMAN ...ты превзошел себя - выложив 3d просмотр ))) !!! богато ! раз такой талант у тя , может книгу издашь ? - "Путешествия Wova"
13:45 03.09.13 - Mehanik Да...это впечатляет,даже не побывав в Риме.Лепота....
Общий чат
08:56-invar:создал вызов - не берите чужие 06:07-AL.VK:вызовы принял 05:23-invar:Создал вызов для Андрея. Просьба не брать другим 05:15-bora1999:Создал вызов на матч для АL. VK.Просьба другим не перехватывать 05:10-GERMAN:Боря а твои где вызовы ?) 05:05-bora1999:Надежда, вызов принял 04:31-rodionova:Принимайте вызовы,кто еще от меня не принял. они странно исчезают 17:24-viktor. zhir :принял вызов от invar 17:14-GERMAN:Виктор принято. На матч. 17:11-invar:Сейчас снова создам для Виктора