У ИСТОКОВ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ.
Черевко К.Е.
..шахматы настолько глубоки, что просчитать все возможные продолжения не под силу никакой ЭВМ. В партии средней продолжительности, по оценкам специалистов, число возможных ходов составляет сверхастрономическую цифру — 10 в 120 степени. Для сравнения, число атомов во Вселенной «всего-то» 10 с 80 нулями.
Гарри КАСПАРОВ Казалось бы, современный человек о шахматах знает все: количество полей на шахматной доске, правила игры и имена самых известных чемпионов. Но, оказывается, за просчитанными трезвой логикой ходами, за успехом и неудачами в шахматной игре скрывается не только азартный спорт, не просто развитие памяти и математических способностей, за ней стоит... древняя магия.
Кирилл Евгеньевич Черевко — востоковед, эксчемпион Токио по шахматам, старший научный сотрудник Института истории СССР АН СССР — предлагает вашему вниманию свою версию возникновения шахмат и истории их развития.
Вызывают интерес найденные им указания на связь шахмат с китайской Книгой перемен (И цзин), со звездным небом и, наконец, с зеркалами (!), которые сами по себе уже явление загадочное.
Спор о прародине: Индия или Китай?
Как известно, прототип современных шахмат чатуранга (модель сражения четырех армий нескольких родов войск) возник в VI—VII веках в Индии. Им предшествовала аштапада — индийская «игра вперегонки» вчетвером на доске — 8 на 8 — с использованием игральной кости, символизирующей карму и служащую для определения количества ходов. В сражении принимал участие только один род войск — «войска на колесницах». Современным шахматам предшествовала также греческая игра «ПЕТЕЙЯ» (без кости), в которой при полной свободе выбора ходов — фишки могли снимать одна другую. В своих последних исследованиях иранские историки стремились оспорить традиционную версию: приводя факты в пользу персидского происхождения этих игр, проникших в Греко-бактрийское царство (Северо-западная Индия), они датируют появление шахмат временем до IV века н. э.
Шахматы же, которые получили распространение в Китае, Японии, Корее и других странах Дальнего Востока, рассматриваются учеными как заимствованные, хотя конкретных указаний на это нет.
Самое раннее из дошедших до нас упоминаний о протошахматах относится к IV веку до н. э. — китайская классическая книга «МЭН-ЦЗЫ». Историк Бань Гу (32—92 годы н. э.) в очерке, посвященном шахматам, указывает на то, что в Южном Китае они назывались ЦИ, а в Северном — И. Причем, имелось несколько разновидностей ЦИ, в частности — «звездные ЦИ», олицетворяющие небесные тела (как, впрочем, и в современных шахматах, проникших в Западную Европу через арабский мир).
В «ШИ ЦЗИ» — «Исторических записках» Сыма Цяня (145 или 135 г. до н. э. — ок. 86 года до н. э.) — период династии ранняя Хань — около 113 года до н. э. приводятся первые из известных в настоящее время краткие сведения о «партии» в ЦИ, связанные с именем Луан Да, придворного мага ханьского императора У-ди (156— 87 годы до н.э.). В этом памятнике говорится о том, что фигуры ЦИ под действием сил притяжения начинали сами взаимодействовать, отталкиваясь и притягиваясь. Эти шахматы назывались СЯНЬ И — «магические шахматы даосов» или дословно: «шахматы горных волшебников».
«Большая Медведица», календарь и Священное Зеркало.
То, что при этом использовался магнит, вделанный в шахматную доску, стало известно из разных письменных источников, дошедших полностью или частично до наших времен. Широкое его применение в Китае для этих целей относят к 1 веку до н. э. Что же касается узкого круга придворных магов, то им использование магнита при игре в шахматы было известно уже во II веке до н. э. Такие протошахматы служили одновременно и календарем, фиксирующим времена года, месяцы и положение Земли во Вселенной относительно других небесных тел: Солнца, Луны и зодиакальных созвездий.
Для угадывания предопределенного человеку Пути (ДАО), которым он должен следовать, чтобы находиться в гармонии с законами Земли (Природы) и Неба (Вселенной), важно было соотнести расположение созвездия Большой Медведицы на гадательной (протошахматной) доске с гороскопом этого человека.
В волшебных шахматах использовалось и Бронзовое Зеркало — один из трех символов власти японского императора. Двумя другими служили: Яшмовые Подвески, своей конфигурацией напоминающие два знака из символа ДАО — ЯН и ИНЬ — свет и тьма, и Священный Меч — символ власти и силы (в описательном его названии на китайском языке подчеркивается его небывалая отточенность: «такой острый, что мог травинку срезать»). Бронзовое Зеркало служило символом правды, отражающим все существующее в Подлунной так, как оно есть на самом деле.
Необходимо также отметить, что Бронзовое Зеркало являлось символом власти верховного даосского божества. В качестве этого божества почиталась Полярная Звезда.
Как подчеркивают источники, в Китае, и только в Китае,— с доминирующей в нем теорией о строении макрокосма исключительно на основании представления о взаимодействии ИНЬ и ЯН — могла возникнуть такая гадательная техника (заложившая основы протоигры), которая одновременно относилась и к области астрологии и к технике сражения.
Первое упоминание об использовании бронзовых круглых зеркал в качестве досок для игры в протошахматы, относится к 672 году до н. э., а самые древние из сохранившихся зеркал относятся к 6 и 10 году н. э. Два таких зеркала найдены в могильниках в Корее в районе Лоляна. Одно из них, датируемое 69 годом н. э., обнаружено японскими археологами Есито Харада и Кинго Тадзава в конце 1920-х годов, другое — 4—8 годом н.э. найдено в начале 1930-х годов Акио Коидзуми и Косаку Хамада.
Отметим попутно, что на рубеже нашей эры, изящно орнаментованные ханьские бронзовые зеркала (II века до н. э. — II века н. э.) распространялись из Китая не только в Корею и Японию, но и в Центральную и Среднюю Азию и дальше на северо-запад вплоть до бассейна Волги.
После бронзовых протошахмат появляются и деревянные. «Шахматные» доски начинают изготавливать из дерева, придавая им круглую форму. На них наносят изображение перевернутого (как в зеркале) «ковша» Большой Медведицы. Известный философ (27—104 годы н. э.) Ван Чун писал, что на таких досках начали использовать вместо «ковша» символизирующие его настоящие ложки из магнитного железняка. Ручка такой ложки служила магнитной стрелкой, и назначение ее было таким же, как у стрелки компаса.
Со временем протошахматы изменились: теперь начали помещать круглую доску — символ Неба — на квадратную — символ Земли. Вместе они образовывали шахматно-календарно-гадательную доску СИ. Круг воспринимался как положительное начало, свет (ЯН); квадрат — отрицательное, мрак (ИНЬ). На круглую доску наносились 24 деления, соответствующие количеству часов в сутках; квадратную — 28 делений, соответствующих 28 созвездиям лунного зодиака, эти 28 делений отмечали путь Луны в течение месяца. Кроме того, по углам и четырем сторонам света наносились 8 главных гадательных триграмм, состоящих из трех черт — верхняя обозначала Небо, нижняя — Землю, средняя — человека.
Одна из квадратных досок полированной бронзы описана как «зеркало с четырьмя сторонами (света)» и относится к периоду Хань (206 год до н. э. — 220 год н. э.).
Сто ханьских круглых зеркал были подарены легендарной царице Химико, которая рядом японских ученых считается и даосской жрицей. С магическим кругом на шахматно-гадательной доске, по-видимому, связана и сферическая форма кургана, в котором была захоронена Химико: обычно могильный курган имеет форму замочной скважины.
Историк Сыма Цянь в 90 году до н. э. писал, что прорицатели пользуются моделями Неба и Земли в виде шахматно-календарно-гадательных
Гадательная доска. Могильник в Корее в районе Лоляна. досок, на которых обозначены четыре времени года и соотнесенные с ними вселенские добродетели - любовь, справедливость и т. д.
Как играли в шахматы в Древнем Китае.
Первоначально правила игры в китайские протошахматы в значительной степени совпадали с техникой гадания. Они носили эзотерический характер, так как знание их являлось достоянием узкого круга посвященных жрецов. Но некоторые сведения об этих правилах все же удалось почерпнуть из старинных рукописей, написанных жрецами или их учениками. В одной из наиболее ранних форм протошахмат использовались дощечки-фигуры, олицетворяющие звезды и планеты (позднее они были заменены изображением людей) по 12 фигурок — в соответствии с количеством знаков зодиака — у каждого из двух партнеров; фигурки бросали как игральные кости на доски noочереди, в три приема («хода»). Именно тем, что они символизировали «волю неба», они были похожи на аштападу. Брошенные дощечки-фигуры останавливались у гадательных черт, каждая из которых имела свое определенное значение, зафиксированное в гадательных книгах, и по нему определялась буду-
Использование ложки на календарно-гадательно-протошахматной доске.
щая счастливая или неудачная судьба того, о ком гадали.
В дальнейшем «ходы» состояли в поочередном встряхивании доски легким ударом снизу. В результате этого возникали новые «позиции» — конфигурации светлых и темных дощечек у изображений гадательных черт — 8 триграмм, сплошных (положительных) и прерванных (отрицательных), которые при удвоении образовывали 64 гексаграммы. Позднее, после бросания дощечек-фигур на доску, они начинали передвигаться уже по определенным для каждой из них правилам. Такие протошахматы приобретали свойства, приближающие их к дальневосточным шахматам современного типа.
Первое упоминание о протошахматах, связанных с бросанием дощечек-фигур на календарно-гадательную доску, относится к началу II века до н. э. В рукописи «И ЮАНЬ» («Сад удивительных вещей»), написанной в этот период, говорится следующее: «Гадание с использованием 12 фигур, изображавших людей, (ЦИ ПУ) берет начало с Чжан Ляна (197 год до н. э.), советника императора Лю Бана (247—195 годы до н.э.), основателя династии Хань, который обучился технике гадания у мудреца Хуан Шикуна (в провинции Шэнси)».
«Сяньбийский ренессанс»: от шахмат «небесных» к шахматам «земным».
Традиционно считается, что дальневосточные шахматы современного типа (СЯНЦИ, япон. СЁГИ) — фигуры-образы — были изобретены в 569 году. В официальной китайской историографии они приписываются императору У-ДИ (560—578 годы) сяньбийской династии Северная Чжоу.
Принципиально новым в этих шахматах явилось приобретение партнерами относительной самостоятельности по аналогии с действиями полководца в реальных сражениях (как это имело место при возникновении ЧАТУРАНГИ из АШТАПАДЫ и ПЕТЕЙ И). В этом, в частности, нашел свое отражение качественный скачок в развитии человека — осознание им в модели космоса своей активной роли по отношению к окружающему миру.
Качественные изменения в шахматах осуществлялись на фоне так называемого «сяньбийского ренессанса» VI века н. э., который получил такое название благодаря сильному влиянию тюркских степных племен сяньбийцев. В течение почти двух веков (386—581 годы) под властью сяньбийской династии находилась огромная территория от Ферганы до Корейского полуострова. В последние три десятилетия данного периода сяньбийское государство Северная Вэй (386—581 годы) разделялось на западную и восточную части — Северная Ци и Северная Чжоу. Сяньбийцам принадлежит важная роль в трансформации древнекитайской культуры. Существенное значение в этом процессе имело распространение чань-буддизма. Большую роль в жизни сяньбийцев играли войны, что нашло свое преломление в характере шахмат нового типа в восточной части азиатской «эйкумены», связанной с ее западной частью — «Шелковым путем».
В этот период в государствах Северного Китая образованный человек должен был разбираться в астрономии, рисовать, играть в шахматы и разговаривать по сяньбийски. Сходный процесс, по-видимому, происходил несколько позднее в Корее и Японии, где также опосредованная сяньбийцами китайская культура вступала в более тесное взаимодействие с культурой аборигенов, находившейся под сильным влиянием буддизма.
Фигуры в шахматах нового типа в Северном Чжоу олицетворяли Солнце, Луну, звезды и планеты. Эти шахматы были более доступны для понимания.
Деление шахматных фигур на белые и черные, 64 клетки шахматной доски — все это не случайно. Это символика китайской «Книги Перемен» («И ЦЗИН») IV века до н. э. По этой книге (а в ней наиболее глубоко выражена взаимосвязь природы и человека) прорицатель, знающий состояние хозяйственных и военных дел, космических и климатических явлений, этнических отношений, быт населения и личную жизнь правителей, прогнози-ровал, какие действия целесообразно предпринять в той или иной ситуации.
Белые и черные фигуры олицетворяют две космические силы — светлое — активное, положительное начало и темное — пассивное, отрицательное. А комплекс всех реальных ситуаций, согласно «И ЦЗИНУ», составляет число 64, где каждой из них соответствует свой символический знак, или гексаграмма, которая состоит из шести сплошных или прерванных графических черт; в различных комбинациях этих черт заключается идея взаимосцепления событий.
«В теории «Книги Перемен»,— отмечает советский востоковед Ю. К. Шуцкий,— рассматривался процесс возникновения, бытия и исчезновения [сущего]. Творческий импульс, погружаясь в среду меона (исполнения), действует, прежде всего, как возбуждение последнего. Дальше наступает его полное погружение в меон, которое приводит к созданию творимого, к его пребыванию. Но так как мир есть движение, борьба противоположностей, то постепенно творческий импульс отступает, происходит уточнение созидающих сил, и дальше по инерции сохраняется некоторое время лишь сцепление их, которое приходит, в конце концов, к распаду всей сложившейся ситуации, к ее разрешению».
Интересно, что в прикладном значении эти шахматы служили средством диагностики и выявления причин болезней, рассматриваемых как результат нарушения равновесия борющихся между собой положительных и отрицательных сил божества головы и рук — одного из трех главных духов в религиозном даосизме III—VI веков. Сама же идея борьбы — в шахматах не была новой, она была перенесена из астрологии, для которой борьба больших и малых звезд между собой представляла обычное явление, и отражала в своеобразной символической форме борьбу между различными слоями древнего и средневекового общества.
Одним из источников происхождения шахмат явились сяньбийско-китайские шахматы СЯНЦИ (японские СЁГИ), а другим — индийские шахматы ЧАТУРАНГЛ, которые, как свидетельствуют буддийские летописи, были привезены первыми буддийскими монахами в начале III века н. э. в Китай, где их д ополнили такими новыми фигурами, как катапульта (прототип ладьи) и слон, сначала китайские протошахматы, а затем (в силу преемственности) — сяньбийско-китайские шахматы. Возможно, что уже после этого они попали по великому «Шелковому пути» в Персию и далее в страны Европы.
Любопытно, что и СЁГИ (вариант китайских СЯНЦИ с доской 9 на 9 клеток по 9 фигур), хотя и значительно отличаются от индийских, рассматриваются как восходящие к индийскому источнику. Японские ученые также считают, что шахматы появились в Китае вместе с буддизмом, а отсюда были привезены в VI веке в Японию в период правления императора Киммэй (540—572 годы).
«ЦИ» и космическая антропология
От китайских ЦИ происходят не только СЯНЦИ (японские СЁГИ) но и ВЭЙЦИ (япон. «ГО», или «облачные шашки»). Их число—180 белых + 180 черных = 360 (+ 1 черная шашка в центре доски — «звезда», символизировавшая Полярную звезду) было первоначально равно числу дней в году в солнечном календаре Древнего Египта и Древнего Китая (30 дней, умноженные на 12 зодиакальных созвездий равняются 360). Затем 5 дней были, по древнеегипетскому преданию, выиграны в игру, подобную ЦИ, у богини Луны богом — хранителем времени — Тотом. Обращает на себя внимание нумерологическое соответствие 19 полей на каждой стороне этой доски и общего количества 64 полей на шахматной доске 64 кодонам 2, выстраивающимся в 1 молекулу генетического кода ДНК за 19 витков ее двойной спирали. 19—это также число лет в так называемом Метоновом цикле лунно-солнечного древнекитайского календаря из 235 лунных месяцев (с середины II тысячелетия до н.э.), служащих для согласования периодов обращения Луны вокруг Земли и Земли вокруг Солнца. Из этого делается предположение об отражении в 19-членном витке спирали ДНК биоинформации лунно-солнечного года. Соответственно наличие в каждой живой клетке около 3 миллиардов молекул ДНК рассматривается как накопление информации о том, что со времени появления на Земле первых микроорганизмов прошло около 3 миллиардов лет.
64 = 43 (сумму гексаграмм китайской классической «Книги Перемен») и 81 = З4 (сумму тетраграмм «Книги великой тайны») следует считать фундаментальными числами китайской нумерологии3.
Сопоставляя количество черт в гексаграммах (шесть) и количество разных фигур, фиксировавших разные социальные позиции, при переходе к современным шахматам, П. Бондаревский в статье «Гадание по книге перемен» пишет: «Аналогичная символика отдельных черт по их позиции в гексаграмме с древних времен существует и в гадательной практике ицзинистов, первая (начальная) черта — «простолюдин», вторая — «служилый», третья — «вельможа», четвертая — «придворный», пятая — «царь», шестая — (верхняя) — «современный человек». Вдумаемся: ведь число 6 означает и такой «набор» — 4 стороны горизонта плюс точки зенита и надира. В пульсовой диагностике Древнего Китая шестерка — это количество пульсов, по которым оценивается состояние основных органов тела в целом. С точки зрения молекулярной биологии число шесть — это мини спираль: кодон (триплет) и антикодон. Оно соответствует числу сторон каждого поля в гексагональных шахматах. Итак, совпадает количественный набор: 64 шахматных поля на шахматной доске и столько же кодона в одной молекуле кода ДНК; 81 — число клеток в японских шахматах (СЁГИ) и средняя цифра нуклеотидов в транспортных РНК. Может быть, эти совпадения всетаки не случайны?
С астрономической точки зрения, 8 градусов Солнца (аналог 8 фигурам в шахматах) — это единица измерения, связанная пропорцией с расположением планет, а максимальное расстояние от Земли до Луны — примерно 64 радиуса Земли (среднее расстояние — около 60 радиусов). Отношение масс Земли и Луны равно 81 к 1. • А 64 — это число «завершающих», уточняющих пульсов в 64 точках — элементах организма, через которые на организм воздействует биоэнергетическая информация извне, под влиянием тренировок оказывающаяся в резонансе с космосом.
В современных шахматах круг, вписанный в квадрат,— это круглое основание каждой фигуры, поставленной на квадратное поле доски, повторяющее «образы» Неба и Земли в протошахматах. Их космологическое значение становится особенно важным, если учесть, что в настоящее время в физике круг и квадрат связываются с понятиями симметрии и суперсимметрии, позволяющими вывести единую теорию взаимодействия всех сил природы и таким образом создать модель «свертывания» и «развертывания» Вселенной, начиная с Большого Взрыва.
«Странным образом» учение о симметрии оставлено без внимания тысячелетней философской мыслью,— писал академик В. И. Вернадский. — Направление сюда философского анализа является, поэтому очередной задачей для тех философских систем, которые учитывают современную философскую мысль»4.
Итак, некоторые числовые и геометрические характеристики шахмат и протошахмат свидетельствуют о том, что эта игра является в своей основе моделью человека, природы и космоса, созданной в соответствии с натурфилософскими представлениями об изменчивости, выработанными в странах Востока. Изучение этой модели позволяет выявить изоморфизм различных «срезов» ноосферы и положить начало разработке одного из направлений космической антропоэкологии, которое условно можно назвать шахматологией.
материал взят отсюда: http://vesti-kuranti.narod.ru/Taini_shahmat.html