|
||||||||||||||
|
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПЕРЕД ПЕРВЫМ ХОДОМ Логично предположить, что тот, кто начинает партию, находится в более выгодной ситуации. Так оно и есть. С первых же ходов белые стремятся взять под контроль центральные поля, затем быстро и целенаправленно развить фигуры и постараться вторгнуться на вражескую территорию, чтобы пленить короля соперника. Для черных такой план не является тайной, поэтому они все время стремятся помешать концентрации чужих фигур около своего лагеря.
Теперь пора несколько подробнее остановиться на самих ходах. Мы уже сказали, что ходы делаются в строгой последовательности: белые, затем черные, снова белые и т. д. Поэтому правильнее, вероятно, говорить о числе ходов с той и другой стороны. Иными словами, надо мыслить как бы двойными ходами – выбор белых, выбор черных, выбор белых... Ведь игра состоит из последовательности ходов, а сами ходы – из последовательности выборов. Ходы совершаются по жестким правилам, но выборы делаются произвольно. Таким образом, игра в шахматы – это обмен импровизационными выборами в рамках строгой последовательности ходов. Так как ходы чередуются, то желательно, чтобы наш ход был всегда полезен, а не связан с пустой тратой шахматного времени.
Что может означать термин «полезный ход»? Многое. Это и активный маневр фигурой, затрудняющий партнеру занятие того или иного важного пункта, и перемещение оборонительного характера, и просто ход, улучшающий взаимодействие между своими пешками и фигурами.
Так ли трудно играть в шахматы, как об этом принято думать? Нет, конечно. Освоить правила игры, как уже говорилось, можно за один вечер. Гораздо сложней научиться понимать смысл передвижения фигур партнера – тот, который в них действительно имеется, и тот, который вы сами склонны им придавать. Обычно начинающие шахматисты несколько переоценивают силу своих угроз и недооценивают силу угроз соперника. Учиться разгадывать замыслы партнера – самое интересное в шахматах и самое трудное, добавлю я. Успех тут приходит только с опытом.
Что можно посоветовать вам для более быстрого приобретения базовых шахматных знаний? Единого рецепта нет. Как и в жизненных ситуациях, многое тут зависит от возраста, черт характера, профессии, наличия свободного времени, от увлечения другими интеллектуальными играми...
Первое, что можно рекомендовать, это играть неторопливо, но и не затягивать ответы – партнеру должно быть приятно обмениваться с вами ходами. Второе – старайтесь поначалу в дебютной стадии повторять одни и те же ходы, не стремитесь в каждой новой партии к разнообразию. Только проверив на практике сильные и слабые стороны своих начальных пяти-шести ходов, вносите в них по ходу дела необходимые изменения. Таким образом у вас появится свой первый дебютный репертуар. Этот путь продвижения по тропинкам шахматного дебюта хорош и при игре черными. Разумеется, там ваши начальные ходы будут иными, не столь активными, как при игре белым цветом. Вероятно, вначале этих двух рекомендаций вполне достаточно для приобретения уверенности в игре.
С кем надо играть на первых порах? С равным по силе партнером, таким же начинающим шахматистом. И очень важно для вашего взаимного роста после игры в деталях рассмотреть сыгранную партию. Можно ли ее запомнить? В общих чертах это не трудно, но если хотите во всех нюансах, то не пожалейте времени на запись партии.
«Самоучитель» должен, по замыслу автора, научить любителей играть самую трудную часть шахматной партии – миттельшпиль, что означает середину игры; но нельзя хорошо действовать в миттельшпиле, не научившись грамотно разыгрывать дебют. В то же время автор не может согласиться с бытующим мнением, что самой сложной стадией является эндшпиль, или окончание. Эндшпиль, по сути дела, это вынужденная стадия партии, когда силы обеих сторон после напряженного, изматывающего сражения настолько ослабели, что сами короли спешат в центральную часть доски им на помощь. Окончания легко поддаются систематизации, тут очень многое может быть понято путем изучения справочников с ясными рекомендациями для игры в тех или иных типовых позициях.
Д.Бронштейн
"Самоучитель шахмат"
Другие статьи МОЛЕКУЛА ШАХМАТНОЙ ИГРЫ Часть третья из серии публикаций по мотивам книги Д.Бронштейна "Самоучитель шахмат" ОЦЕНКА НАЧАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ Часть вторая из серии публикаций по мотивам книги Д.Бронштейна "Самоучитель шахмат" У ИСТОКОВ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ. Краткий экскурс в историю возникновения и развития шахмат. В статье освещены некоторые виды прото шахмат Зигберт Тарраш - доктор и по совместительству шахматист Тарраш развил многие стороны учения Стейница, поставив во главу угла борьбу за шахматное пространство и владение инициативой. Он приблизил общетеоретическую концепцию Стейница к практической игре, сформулировав ряд принципов и правил, которыми надлежит |
|
||||||||||||
|