|
||||||||||||||
|
Оценка позиции, план.
Когда-то в этой области шахматисты нащупывали путь в потемках. Они оценивали позицию исключительно на основе собственного опыта, в качестве основного метода используя сравнение. Все решали интуиция и врожденный талант. Лишь некоторым из великих мастеров удавалось находить отдельные закономерности шахматной стратегии. Так, гениальный Пол Морфи превосходил всех своих современников, поскольку ему было известно значение быстрого развития фигур. Потом, однако, на шахматном горизонте появился крупный теоретик и выдающийся практик Вильгельм Стейниц. Именно ему, первому чемпиону мира, принадлежит приоритет закладки первого камня в здание современной шахматной теории. Все позднейшие ответвления, школы и течения демонстрируют, откровенно говоря, лишь разновидности теоретических воззрений Стейница. В наши дни вооруженный учением Стейница шахматный мастерведет себя по отношению к позиции на доске подобно химику. Чтобы суметь правильно оценить позицию, он должен вначале только статически, но и динамически,обдумывает, какого веса достигают отдельные факторы. Все это дает ему возможность судить о позиции настолько хорошо, насколько это позволяет современный уровень знаний о шахматах. Оценка позиции состоит, таким образом, из двух неразрывно связанных фаз: вначале позицию разлагают на элементы, затем по отдельности их оценивают, после чего - в фазе синтеза - из всех предшествующих размышлений выводится общий итог. Такой процесс получения выводов и называется позиционным мышлением. Способность правильно судить о позиции относится к важнейшим качествам шахматиста. При этом он должен уметь определить, где находится главное звено в цепи элементов. Тот или иной элемент, входя составной частью в общую картину анализа, может неожиданно оказаться фактором, решающим исход партии. При составлении плана игры следует обратить первоочередное внимание на подобное звено. Это открытые линии и диагонали, слабые и сильные пункты, подвижность пешечной структуры, расположение фигур, центр и пространство. При оценке этих составляющих на передний план должны выдвигаться те из них, которые в данном конкретном случае играют доминирующую роль. В шахматы следует играть в соответствии с планом. После того как гроссмейстер разложил позицию на элементы и затем осуществил синтез всех составляющих, он получает более или менее точную картину возникшей на доске ситуации. Ему становится ясно, кто занял лучшую позицию и кто владеет инициативой. Он знает, какие слабости имеются в его собственном лагере и где находятся уязвимые места противника. Он ставит себе задачу захватить линии и диагонали, переразложить ее на составные части. Он проверяет, как стоят его собственные фигуры и фигуры противника, устанавливает, где расположены сильные и слабыепункты, какие линии и диагонали открыты и имеют значение. Он выясняет, ктовладеет большим пространством и чья позиция в центре более стабильна. Короче говоря, мастер анализирует позицию. Химик, разложивший на элементы какую-либо субстанцию, делает из этого выводы, а затем применяет метод синтеза. Точно так же поступаети шахматист, когда после завершения анализа выносит суждение о позиции. Оноценивает роль того или иного элемента, его влияние на ход борьбы. Он определяет, какие недостатки уравновешиваются позиционными преимуществами. Он исследует позицию не вести ту или иную фигуру на определенное поле. Он видит, наконец, как обстоит дело с захватом территории, какая из сторон задает тон вцентре. Непростой и требующий значительных усилий процесс анализа позиции завершен: теперь нужно решить, что делать дальше. Настало время наметить план. Проблема плана является одной из наиболее сложных в миттельшпиле.С самых первых своих шагов юный шахматист узнает, что борьба в этой мудрой игре всегда протекает по определенному плану. Даже мат ладьей одинокому королю можно поставить только в результате планомерной игры. Соответствует ли это действительности? Правда ли, что гроссмейстер, применивший в партии известный ему теоретический вариант, сидя за доской и долго размышляя, продумывает план игры вплоть до мата? Что делает при этом его противник - такой же гроссмейстер? Современное состояние шахматной теории пока не позволяет исчерпывающе ответить на все эти сложные вопросы, хотя надо отметить, что на пути исследования данной проблемы достигнуто существенное продвижение. Каждый шахматист во время игры руководствуется определенным планом. Мы, естественно, имеем в виду поединки, в которых встречаются два высококлассных игрока. Но неверно считать, будто план представляет собой нечто единое, монолитное. Лишь в немногих случаях план остается неизменным до конца; обычно он дробится на несколько частей, которые согласуются с направлением игры и нацелены на решение тех или иных более мелких задач. Понятно, что план может лишь в том случае оставаться неизменным от первого и до последнего хода, если противник не оказывает должного сопротивления или если для одной из сторон складывается исключительно благоприятная ситуация
А.Котов "Учебник шахматной стратегии"
Другие статьи МОЛЕКУЛА ШАХМАТНОЙ ИГРЫ Часть третья из серии публикаций по мотивам книги Д.Бронштейна "Самоучитель шахмат" ОЦЕНКА НАЧАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ Часть вторая из серии публикаций по мотивам книги Д.Бронштейна "Самоучитель шахмат" РАЗМЫШЛЕНИЯ ПЕРЕД ПЕРВЫМ ХОДОМ Первая часть из серии публикаций по мотивам книги Д.Бронштейна "Самоучитель шахмат" У ИСТОКОВ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ. Краткий экскурс в историю возникновения и развития шахмат. В статье освещены некоторые виды прото шахмат Зигберт Тарраш - доктор и по совместительству шахматист Тарраш развил многие стороны учения Стейница, поставив во главу угла борьбу за шахматное пространство и владение инициативой. Он приблизил общетеоретическую концепцию Стейница к практической игре, сформулировав ряд принципов и правил, которыми надлежит |
|
||||||||||||
|