ШАХМАТЫ ОНЛАЙН. Игра с реальным оппонентом в классические и нестандартные виды шахмат. Турниры, матчи. Бесплатно, без ограничений.

08:53:30, 21.11.2024
 Главная   Регистрация   Восстановить пароль   Форум   Помощь  



 
Авторизация
Логин
Пароль
Регистрация
Восстановить пароль

Прочее
  Турнир претендентов 2024
  График турниров
  Правила шахмат
  Контроль времени
  Рейтинг игроков
  Начисление рейтинга
  Завершенные партии
  Активные партии
  Библиотека
  Анализ задачи/этюда
  Блоги пользователей
  Лучшие партии
  Видео-помощь

  Межсайтовые матчи

  Альтернативные игры



Статистика портала
Пользователей:
   всего - 20968
   на сайте - 12
Гостей на сайте: 619
Команд BugHouse:
   всего - 280
   на сайте - 1
Партий:
   всего - 370253
   завершенных - 369866
Турниров:
   активных - 80
   завершенных - 14182
Расстановок: 27880

 
Библиотека

Оценка позиции, план.



Когда-то в этой области шах­матисты нащупывали путь в потемках. Они оценивали позицию исключительно на основе собственного опыта, в качестве основного метода используя сравне­ние. Все решали интуиция и врожденный талант. Лишь неко­торым из великих мастеров уда­валось находить отдельные закономерности шахматной страте­гии. Так, гениальный Пол Морфи превосходил всех своих современников, поскольку ему было изве­стно значение быстрого развития фигур.

Потом, однако, на шахматном горизонте появился крупный те­оретик и выдающийся практик Вильгельм Стейниц. Именно ему, первому чемпиону мира, принадлежит приоритет закладки перво­го камня в здание современной шахматной теории. Все позднейшие ответвления, школы и течения демонстрируют, откровенно говоря, лишь разновидности теоретических воззрений Стейница.

В наши дни вооруженный уче­нием Стейница шахматный мас­терведет себя по отношению к позиции на доске подобно хими­ку. Чтобы суметь правильно оце­нить позицию, он должен внача­ле только статически, но и динамически,обдумывает, какого веса достигают отдельные факторы. Все это дает ему возможность судить о позиции настолько хо­рошо, насколько это позволяет современный уровень знаний о шахматах.

Оценка позиции состоит, та­ким образом, из двух неразрывно связанных фаз: вначале позицию разлагают на элементы, затем по отдельности их оценивают, пос­ле чего - в фазе синтеза - из всех предшествующих размышлений выводится общий итог. Такой процесс получения выводов и на­зывается позиционным мышлением.

Способность правильно су­дить о позиции относится к важнейшим качествам шахматиста. При этом он должен уметь определить, где находится главное зве­но в цепи элементов. Тот или иной элемент, входя составной частью в общую картину анали­за, может неожиданно оказаться фактором, решающим исход партии. При составлении плана игры следует обратить первооче­редное внимание на подобное звено.

Это открытые линии и диагонали, слабые и сильные пункты, подвижность пе­шечной структуры, расположе­ние фигур, центр и пространство. При оценке этих составляющих на передний план должны выдви­гаться те из них, которые в данном конкретном случае играют доминирующую роль.

В шахматы следует играть в соответствии с планом. После того как гроссмейстер разложил позицию на элементы и затем осуществил синтез всех составляющих, он получает более или менее точную картину возникшей на доске ситуации. Ему становится ясно, кто занял лучшую позицию и кто владеет инициативой. Он знает, какие слабости имеются в его собственном лагере и где находятся уязвимые места против­ника. Он ставит себе задачу зах­ватить линии и диагонали, переразложить ее на составные ча­сти. Он проверяет, как стоят его собственные фигуры и фигуры противника, устанавливает, где расположены сильные и слабыепункты, какие линии и диагона­ли открыты и имеют значение. Он выясняет, ктовладеет большим пространством и чья позиция в центре более стабильна. Короче говоря, мастер анализирует пози­цию.

Химик, разложивший на эле­менты какую-либо субстанцию, делает из этого выводы, а затем применяет метод синтеза. Точно так же поступаети шахматист, когда после завершения анализа выносит суждение о позиции. Оноценивает роль того или иного элемента, его влияние на ход борьбы. Он определяет, какие недостатки уравновешиваются позиционными преимущества­ми. Он исследует позицию не вести ту или иную фигуру на определенное поле. Он видит, нако­нец, как обстоит дело с захватом территории, какая из сторон за­дает тон вцентре. Непростой и требующий значительных усилий процесс анализа позиции завершен: теперь нужно решить, что делать дальше. Настало время наметить план.

Проблема плана является од­ной из наиболее сложных в мит­тельшпиле.С самых первых сво­их шагов юный шахматист узна­ет, что борьба в этой мудрой игре всегда протекает по определенно­му плану. Даже мат ладьей одинокому королю можно поставить только в результате планомерной игры.

Соответствует ли это действи­тельности? Правда ли, что гроссмейстер, применивший в партии известный ему теоретический вариант, сидя за доской и долго раз­мышляя, продумывает план игры вплоть до мата? Что делает при этом его противник - такой же гроссмейстер? Современное со­стояние шахматной теории пока не позволяет исчерпывающе от­ветить на все эти сложные вопро­сы, хотя надо отметить, что на пути исследования данной про­блемы достигнуто существенное продвижение.

Каждый шахматист во время игры руководствуется определенным планом. Мы, естественно, имеем в виду поединки, в которых встречаются два высококлассных игрока. Но неверно считать, буд­то план представляет собой нечто единое, монолитное. Лишь в не­многих случаях план остается не­изменным до конца; обычно он дробится на несколько частей, которые согласуются с направлением игры и нацелены на реше­ние тех или иных более мелких задач.

Понятно, что план может лишь в том случае оставаться неизменным от первого и до последнего хода, если противник не оказывает должного сопротивления или если для одной из сторон складывается исключитель­но благоприятная ситуация
А.Котов "Учебник шахматной стратегии"


Другие статьи

МОЛЕКУЛА ШАХМАТНОЙ ИГРЫ

Часть третья из серии публикаций по мотивам книги Д.Бронштейна "Самоучитель шахмат"

ОЦЕНКА НАЧАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ

Часть вторая из серии публикаций по мотивам книги Д.Бронштейна "Самоучитель шахмат"

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПЕРЕД ПЕРВЫМ ХОДОМ

Первая часть из серии публикаций по мотивам книги Д.Бронштейна "Самоучитель шахмат"

У ИСТОКОВ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ.

Краткий экскурс в историю возникновения и развития шахмат. В статье освещены некоторые виды прото шахмат

Зигберт Тарраш - доктор и по совместительству шахматист

Тарраш развил многие стороны учения Стейница, поставив во главу угла борьбу за шахмат­ное пространство и владение инициативой. Он приблизил об­щетеоретическую концепцию Стейница к практической игре, сформулировав ряд принципов и правил, которыми надлежит

 
Общий чат
05:55-rodionova: вызов на матч для Viktor.zhi
04:22-warrier: принял вызов на матч. Надежда, тогда не принимайте два моих вызова.
03:37-rodionova: вызов на матч для warrier
19:49-GERMAN: Это что то новенькое - ничья в боньку сама собой.
19:19-Raido: Короче как всегда - дедовщина
19:15-Raido: Ну ок - пишите админу, пускай думает..
19:13-Raido: Обычное - как в классических шахматах. Кнопочка есть - проверить повторение
19:13-efremov.viktor: на ничью, тем более я не соглашался.
19:13-efremov.viktor: Написал Михаилу с просьбой отменить результат и доиграть. Лишняя ладья, в боньку можно с ней и проиграть, но лучше проиграть чем бесславно согласиться
19:11-efremov.viktor: Какое повторение в боньку...

История чата   




Опрос №36

Вы поддерживаете денацификацию Украины?

1. Да
2. Нет

Посмотреть результаты

Шахматы на сайт, блог, форум

Наше приложение во VK







  Проверка тиц     Яндекс.Метрика   мониторинг сайта

Все права защищены и охраняются законом. © 2011 - 2024 FS-Lab.
Полное или частичное копирование материалов портала возможна только с письменного разрешения Администрации.
Администрация не несет ответственности за содержание информации, размещаемой пользователями ресурса.

Вв: 0.06 сек.
RCHESS - FS Lab. © 2011 - 2024